Семинар-практикум по теме «Продвижение книги и чтения: идеи и практики» состоялся 9 марта.
Тема, действительно, важная, поскольку продвижение книги, формирование культуры чтения, развитие читательской активности наших земляков всех возрастов – это главная задача нашей библиотеки.
Семинар начался с обсуждения методического нововведения, которое появилось в работе специалистов библиотек в этом году – «Тетрадь профессионального развития». Этот документ должен послужить и методической копилкой, необходимой каждому библиотекарю, и своеобразной формой отчета о работе специалиста по самообразованию. Было решено не придерживаться единой структуры документа, чтобы к перечню основных рекомендованных разделов каждый специалист мог добавить те, которые ему необходимы.
Далее методист ЦМБ познакомила участников семинара с результатами библиотечного исследования, ставшего стартовым мероприятием целевой программы «Возвращение к классике», реализация которой идет в настоящее время в МБУК ЦМБ. Именно библиотечное исследование позволило выяснить, каковы особенности читательского выбора наших пользователей, а затем отобрать и предложить произведения, соответствующие основным критериям этого выбора. Отобранные таким образом художественные произведения вызывают интерес наших читателей, желание познакомиться с творчеством писателей-классиков. Таким образом, мы планируем не только следовать за читательским спросом, но и влиять на него, формируя вкус и кругозор посетителей библиотек, пополняя их читательский багаж качественной литературой.
Далее речь шла о конкретных этапах и мероприятиях, составляющих календарный план программы «Возвращение к классике». Подробнее остановились на культурно-массовых мероприятиях. В частности, подробно разобрали преимущества такой перспективной формы, как читательская акция. Специалисты библиотек-филиалов вместе с их читательской аудиторией были приглашены к участию в новой акции «Классика в микродозах». Эта акция уже прошла в Куликовской библиотеке-филиале. Ирина Ивановна Худякова, заведующая библиотекой, поделилась ее результатами. Можно с полной уверенностью сказать, что акция удалась. Она принесла удовольствие и новые открытия читателям Куликовской библиотеки, о чем свидетельствуют развернутые и очень интересные отзывы на произведения. В завершении акции с читателями была проведена встреча-диалог, посвященная мастерам рассказа.
Также на семинаре затронули организацию конкурсов для специалистов и читателей библиотек. Так, в этом году традиционный конкурс сценариев будет посвящен именно продвижению классической литературы. Для читателей были предложены конкурсы «Читательский Олимп», фотоконкурс «Читаем классику». Специалистам предложено запланировать конкурсы, которые было бы интереснее и целесообразнее провести в условиях сельских библиотек-филиалов.
Опытом работы по продвижению чтения поделилась на семинаре Наталья Васильевна Олейникова, ведущий библиотекарь Лагушинской сельской библиотеки-филиала. Наталья Васильевна рассказала о работе читательского клуба «Радуга». В этом клубе, собирающем единомышленников уже несколько лет, встречи с читателями посвящены поэзии. При подготовке встреч Наталья Васильевна проводит индивидуальную работу с участниками клуба. Этот опыт является уникальным для сельских библиотек нашего района. Он заслуживает внимания и рекомендован к распространению.
Еще два специалиста, которые работают в библиотечной сфере сравнительно недавно, поделились своими наработками в деле проведения культурно-массовых мероприятий с молодежной аудиторией. Это Марина Михайловна Торн и Наталья Петровна Степочкина. Стоит сказать спасибо всем выступавшим на семинаре коллегам за их заинтересованное и ответственное отношение к работе.
Следующие важные вопросы, которые были освещены в ходе семинара, – это ведение информационно-библиографической работы и организация индивидуальной работы с читателями. По этим направлениям обнаружилось немало проблем, которые нам вполне по силам преодолеть.
Важным моментом в реализации целевой программы является информационное сопровождение. Кроме статей в СМИ, размещения информации на сайте, в социальных сетях, необходимо привлекать внимание читателей яркой рекламной продукцией. Из всего спектра библиотечной рекламной продукции выбрали библиографические пособия малых форм – рекламные закладки и book-флаеры. Решено разработать единый макет для получения набора «Великолепная классика». Таким образом, каждый специалист примет участие в мини-конкурсе пособий малых форм, а результат работы – набор рекламных закладок – будет использован в работе с читателями во всех библиотеках района.
Практическая часть семинара была посвящена созданию рекламной аннотации.
Рекламная аннотация используется в библиотеке
- для рекомендации книг читателям,
- для оформления книжной выставки,
- при проведении обзоров литературы,
- для создания библиографических пособий малых форм
и во многих других случаях, когда необходимо кратко, ёмко и, главное, интересно представить читателям книгу.
На практикуме подробно разобрали, какой должна быть структура рекламной аннотации, каковы особенности текста. А далее в малых группах библиотекари составляли свои рекламные аннотации по классическим рассказам, перечень которых они получили заранее.
При подведении итогов, специалисты ЦМБ получили техническое задание, согласно которому каждый из них внесет свой вклад в реализацию целевой программы «Возвращение к классике».